Главная

Радиолюбителям

Музыкантам

Детям

Программы

Ссылки

Советы

Генеалогия

Написать мне

О себе

Боевой вылет
(из историй рассказанных моим отцом)

 Было это в ту пору, когда летчики служили, самолеты летали, и могучая Красная Армия еще не была растащена по национальным квартирам. В Одесском военном округе, вблизи ст. Буялык находился аэродром полка разведывательной авиации. Самолеты, кроме разведчиков погоды, все были одного типа - ЯК28р (разведывательный). Довелось и мне, после школы, готовясь к поступлению в

Самолет ЯК-28р

Як-28р и люди, поднимающие его в небо.

институт поработать на них механиком по ремонту радиолокационных станций. Маленький, красивый и стреми тельный этот сверхзвуковой самолет был оборудован несколькими фотоаппаратами для дневной и ночной (с лампой-вспышкой!) съемки, мощным радиолокатором, приборами контроля и записи радиосигналов в широком диапазоне частот и еще множеством других устройств визуальной и радиоразведки. И летали наши соколы к берегам Турции и Греции днем и ночью и почти в любую погоду.

 Мой отец, Шустиков Гарибальди Андреевич, служил старшим штурманом полка и, занимаясь обучением молодых авиаторов, сам летал часто, ежегодно подтверждая 1-й класс. А летчиком с ним летал Максим Бурихин – весельчак и балагур, душа любой компании, напарник отца еще со службы в Польше. Слетанность и взаимопонимание были высочайшие, учебные стрельбы – только «на отлично». В то время как другие экипажи случалось, палили мимо, друзья применяли собственную, проверенную тактику. Когда быстролетящая воздушная цель проносилась поперек курса самолета, Максим с отцом успевали довернуть нос самолета ей вслед, мгновенно уравняв угловые скорости цели и разворота, и клали снаряды точно в мишень, как будто она стояла неподвижно!
 Понимая друг друга с полуслова, в скоротечной воздушной разведке или учебном бою, они всегда успевали выполнить поставленную задачу:
 - Чуть левой…еще…. Готово! Идем домой.
 Посчастливилось и мне знать этого обаятельного, никогда не унывающего, небольшого роста, и очень доброго человека, светлая ему память.
        8 июня 1968 года из Москвы поступило срочное задание – найти и сфотографировать американский военный корабль зашедший в Черное море! Задание ответственное, и отец решил – полечу сам с Бурихиным. Однако командир полка Курников рассудил иначе:
 - Гарибальди Андреевич, летим с тобой вдвоем!
Ну, надо же, как не вовремя ему вздумалось проявить инициативу, подумал отец. Осторожничая и перестраховываясь, как любят командиры, немудрено и задание не выполнить. И забегая вперед можно почти с уверенностью сказать, что так бы оно и было!
 - Не стоит рисковать, в одном самолете и командир и старший штурман полка, случись чего, и полк окажется обезглавленным!
Реакция была незамедлительной, хотя и прогнозируемой:
 - Разрешаю лететь с Бурихиным!
        Полетели…
 Это на глобусе Черное море можно прикрыть ладошкой, или окинуть взглядом сразу все полушарие. В реальной обстановке найти в нем конкретный корабль так же трудно как иголку в стоге сена! Конечно, перед вылетом были ориентировки и просчеты места его возможного нахождения, но в квадрате предполагаемой встречи корабля не оказалось…
 Стали искать.
Чтоб увидеть на радаре больше, надо подняться повыше, но на высоте в 10 км трудно быть уверенным, что это та цель, которую ищешь.
 Еще задолго до этого полета отец придумал наносить на полетную карту расчетные кривые, зримо указывающие границу, с которой еще возможен возврат на аэродром с данной заправкой топливом. Построенные на основе расчетов с учетом государственных границ, высот полетов и многих других факторов эти кривые помогали в полете быстро оценить ситуацию для принятия решений. Придумка оказалась настолько удачной, что стала применяться многими.
 Корабль нашелся, вблизи кривой возврата.
Сходу сняли его на фотопленку и надо бы возвращаться, но кораблей оказалось три! Мгновенно посовещавшись, друзья решили снижаться, чтоб увидеть корабельные флаги. Снизившись до уровня палубы, реактивный самолет проскочил между кораблями.
 - Наши!
Американский эсминец сопровождали два наших корабля! Один из них был постановщиком помех и при всех маневрах американца неизменно оказывался между ним и главной базой Черноморского флота – Севастополем, сводя на нет все его попытки электронной разведки.
        С этого момента началась самая драматическая часть полета.

Американский эсминец

Тот самый американский эсминец.

 - Топливо! Его мало. С этого удаления и высоты связи с аэродромом нет. Дежурный руководитель полетов, оценив время полета, оповещает все приморские аэродромы и просит принимать самолет и сходу давать посадку. А в это время друзья-напарники расчетливо и экономно набирают высоту, направляясь точно на родной аэродром. Идеально-точная посадка сходу – на второй круг горючего уже нет.
 Было многое - и радость с честью выполненного задания и нарекания за риск и удивление точности штурман ских расчетов!
 Теперь, зная всю сложность этого полета, можно с уверенностью сказать – с другим напарником удачи бы не было…
 По определению боевой вылет – когда происходит взаимодей ствие с противником, в том числе и радиоэлектронными средствами. Но стараниями чинуш от авиации, а может просто от зависти, этот вылет не был засчитан ими как боевой.
 А жаль.

Поздравляю моего боевого отца с 60-летием Победы
 и днем рождения!

 

Rambler's Top100 

RadioTOP-рейтинг радиотехнических сайтов  

All Rights Reserved © Eugeny Shustikov 2002 - 2005

Используются технологии uCoz