Мой отец, Шустиков Гарибальди Андреевич, служил старшим штурманом полка и, занимаясь обучением молодых авиаторов, сам летал часто,
ежегодно подтверждая 1-й класс. А летчиком с ним летал Максим Бурихин – весельчак и балагур, душа любой компании, напарник отца еще со службы в Польше. Слетанность и взаимопонимание были высочайшие,
учебные стрельбы – только «на отлично». В то время как другие экипажи случалось, палили мимо, друзья применяли собственную, проверенную тактику. Когда быстролетящая воздушная цель проносилась поперек
курса самолета, Максим с отцом успевали довернуть нос самолета ей вслед, мгновенно уравняв угловые скорости цели и разворота, и клали снаряды точно в мишень, как будто она стояла неподвижно!
Понимая друг друга с полуслова, в скоротечной воздушной разведке или учебном бою, они всегда успевали выполнить поставленную задачу: - Чуть левой…еще…. Готово! Идем домой.
Посчастливилось и мне знать этого обаятельного, никогда не унывающего, небольшого роста, и очень доброго человека, светлая ему память. 8 июня 1968 года
из Москвы поступило срочное задание – найти и сфотографировать американский военный корабль зашедший в Черное море! Задание ответственное, и отец решил – полечу сам с Бурихиным. Однако командир полка
Курников рассудил иначе: - Гарибальди Андреевич, летим с тобой вдвоем! Ну, надо же, как не вовремя ему вздумалось проявить инициативу, подумал отец. Осторожничая и перестраховываясь, как
любят командиры, немудрено и задание не выполнить. И забегая вперед можно почти с уверенностью сказать, что так бы оно и было! - Не стоит рисковать, в одном самолете и командир и старший штурман
полка, случись чего, и полк окажется обезглавленным! Реакция была незамедлительной, хотя и прогнозируемой: - Разрешаю лететь с Бурихиным!
Полетели… Это на глобусе Черное море можно прикрыть ладошкой, или окинуть взглядом сразу все полушарие. В реальной обстановке найти в нем конкретный
корабль так же трудно как иголку в стоге сена! Конечно, перед вылетом были ориентировки и просчеты места его возможного нахождения, но в квадрате предполагаемой встречи корабля не оказалось…
Стали искать. Чтоб увидеть на радаре больше, надо подняться повыше, но на высоте в 10 км трудно быть уверенным, что это та цель, которую ищешь. Еще задолго до этого полета отец придумал
наносить на полетную карту расчетные кривые, зримо указывающие границу, с которой еще возможен возврат на аэродром с данной заправкой топливом. Построенные на основе расчетов с учетом государственных
границ, высот полетов и многих других факторов эти кривые помогали в полете быстро оценить ситуацию для принятия решений. Придумка оказалась настолько удачной, что стала применяться многими.
Корабль нашелся, вблизи кривой возврата. Сходу сняли его на фотопленку и надо бы возвращаться, но кораблей оказалось три! Мгновенно посовещавшись, друзья решили снижаться, чтоб увидеть
корабельные флаги. Снизившись до уровня палубы, реактивный самолет проскочил между кораблями. - Наши! Американский эсминец сопровождали два наших корабля! Один из них был постановщиком помех
и при всех маневрах американца неизменно оказывался между ним и главной базой Черноморского флота – Севастополем, сводя на нет все его попытки электронной разведки.
С этого момента началась самая драматическая часть полета.
|